К Международному женскому дню Минэкономразвития РФ, Сбер и фонд «Общественное мнение» провели исследование, позволившее составить обобщенный портрет современной женщины-предпринимателя в России. Согласно полученным данным, это оптимистичная женщина в возрасте от 36 до 45 лет, владеющая малым бизнесом, стремящаяся к обучению и активно участвующая в социальных проектах.
Исследование, в котором приняли участие 600 владельцев обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальных предпринимателей (ИП), а также 600 самозанятых из различных регионов России, выявило ряд ключевых особенностей женского предпринимательства.
Оптимистично оценивают перспективы открытия собственного дела 48% женщин, считая, что условия для ведения бизнеса будут улучшаться. Среди мужчин аналогичного мнения придерживаются 43%. К началу бизнеса при высоких рисках неудачи готовы 44% женщин.
Стабильным свое текущее положение дел в бизнесе оценивают 55% опрошенных женщин, а 9% считают его хорошим.
Замминистра экономического развития России Татьяна Илюшникова отметила положительную динамику развития женского предпринимательства. По ее словам, более 900 тыс. женщин руководят компаниями, 1,8 млн развивают бизнес в качестве ИП и 2 млн ведут деятельность как самозанятые. Большинство предпринимателей, как мужчин, так и женщин, не планируют закрывать свой бизнес в ближайшее время и рассчитывают на государственную поддержку. Наиболее полезными мерами они считают специальные налоговые режимы (53%), обучение (16%) и информационную помощь (15%). Также женщины-предприниматели ожидают помощи от банков в виде льготной рекламы и маркетинговой поддержки (37%).
58% женщин-предпринимателей владеют небольшими компаниями с оборотом до 5 млн рублей в год, при этом у 48% нет наемных сотрудников или их немного — от 1 до 16 человек (46%). Чаще всего они открывают бизнес в розничной торговле (35%) и в сфере профессиональной, научной и технической деятельности (17%).
Заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов подчеркнул, что в последние годы в России наблюдается рост числа женщин-предпринимателей, особенно в малом бизнесе и среди самозанятых. Это связано с упрощением процедуры регистрации бизнеса. 90% женщин обращаются за поддержкой к близким, сталкиваясь с трудностями, 50% считают свой бизнес семейным, а 30% надеются, что их дело продолжат родственники.
Женщины-предприниматели чаще мужчин отмечают недостаток бизнес-знаний (88% против 76%). Они хотели бы улучшить свои знания в юридических вопросах (39%), мерах поддержки (38%), бухгалтерии (33%), стратегиях продвижения (29%), финансовой грамотности (23%) и стать экспертами в своей нише (23%).
Они также чаще планируют повысить квалификацию в ближайший год (54% против 36% мужчин) и больше учились в последние три года (41% против 32%).
86% женщин-предпринимателей участвуют в социально значимых проектах: сотрудничают с благотворительными организациями (37%), сокращают расход офисной бумаги (35%), организуют субботники (33%) и оказывают адресную помощь (30%). Они нуждаются в финансовой помощи (29%), консультациях (24%) и информации о социальных проблемах (23%).
В свободное время женщины-предприниматели занимаются спортом (31%), рукоделием (23%) и садоводством (15%). Они чаще читают книги (73% против 53% мужчин), предпочитая классическую литературу (41%), исторические романы (36%) и книги по саморазвитию и психологии (36%).