Оператор мобильной связи T2 провел исследование, посвященное тому, как абоненты реагируют на звонки с незнакомых номеров и сообщения в мессенджерах от людей, представляющихся коллегами. Для выявления отношения абонентов к различным сценариям мошенничества, T2 использовала опрос в своем мобильном приложении.
Согласно результатам опроса, лишь 20,6% абонентов отвечают на входящие звонки с незнакомых номеров. При этом 36,4% отвечают на такие звонки время от времени, а 43% принципиально игнорируют звонки от незнакомцев.
Помимо этого, 45,9% абонентов после звонка ищут информацию о номере в интернете, 37,5% не интересуются отзывами о звонивших, а 16% не знают, как это сделать. Также 40,4% абонентов используют сервисы для определения номеров.
Если абонент понимает, что ответил на звонок мошенника, 66,2% немедленно прерывают разговор, 5,5% ругают звонящего, а 28,3% пытаются разыграть злоумышленника. T2 рекомендует в таких случаях немедленно повесить трубку и заблокировать номер. Благодаря повышенной активности и другим признакам поведения преступников, можно вычислить номер и перевести звонки на бота, который отвлекает мошенника от настоящих абонентов. По итогам 2024 года, мошенники проговорили с этим ботом более 300 тыс. часов.
Большинство абонентов ограничивают или полностью отключают возможность голосовых вызовов в мессенджерах. 19,7% полностью отключают эту функцию, 67,5% разрешают звонки только от контактов из списка, и лишь 12,8% не ограничивают эту функцию.
Исследование также рассматривает действия мошенников в мессенджерах. Если абонент получает сообщение с предложением забрать подарок от бренда, 54,8% сомневаются в участии в розыгрыше, 23,9% обращаются в официальную поддержку, а 21,4% пытаются получить приз. T2 рекомендует не переходить по ссылкам в таких сообщениях, так как это может привести к потере доступа к аккаунту.
Если друг отправляет ссылку на конкурс, прося поддержать, 10,2% переходят по ссылке и делятся информацией, 34,9% игнорируют сообщение, считая его мошенническим, а 54,9% перезванивают и уточняют у друга лично. На просьбу незнакомого коллеги скачать файл в мессенджере откликаются лишь 7,9%.
Специалисты компании предлагают следующие рекомендации для снижения киберрисков:
Запретить звонки и сообщения от незнакомцев в мессенджерах.
Использовать определитель номеров в приложении T2.
Перезванивать знакомым при подозрительных просьбах.
Придумать кодовые слова для общения с близкими.
Ограничить публикацию личной информации в интернете.
Не переходить по подозрительным ссылкам.
Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию.