Кредитоспособность контрагента
Оценка кредитоспособности контрагента является одним из важных этапов проверки его благонадежности. Такая проверка позволяет сделать выводы о платежеспособности юридического лица и перспективах делового сотрудничества с ним. Чаще всего необходимость проверки платежеспособности возникает у поставщиков продукции при заключении договоров с новыми покупателями.
Методика оценки платежеспособности контрагента
Вывод о кредитоспособности юридического лица делается на основании данных, полученных в результате следующих операций:
- Анализ бухгалтерской отчетности. Такой анализ позволяет получить достоверные сведения о доходах и расходах организации за отчетный период;
- Экспертная оценка кредитоспособности. Экспертная оценка осуществляется специалистами на основании данных о компании. Например, если речь идет о торговой организации, такими данными могут являться местоположение торговых точек, ценовая политика, предложенный ассортимент и т.д. Часто сбор данных производится специалистом тайно;
- Проверка имеющихся у контрагента долговых и кредитных обязательств, своевременности исполнения обязательств по ним;
- Оценка платежеспособности, уровня рисков и перспектив развития.
В зависимости от полученных результатов проверки выделяют различные категории контрагентов по кредитоспособности:
- Рискованное сотрудничество;
- Допустимое сотрудничество, при котором необходимо проявить особую осторожность;
- Контрагенты, проявившие себя с положительной стороны;
- Партнеры, с которыми ведется длительное сотрудничество.
В зависимости от результатов проверки на кредитоспособность и категории, к которой по ее результатам отнесена организация, принимается решение о возможности сотрудничества и его деталях. Например, определяется кредитный лимит, возможность рассрочки платежа, сумма закупа и т.д.
Часто вывод о платежеспособности юридического лица делается не только на основании проверки, но также исходя из опыта сотрудничества. При длительном продуктивном сотрудничестве поставщики охотно идут на уступки, предоставляют скидки, увеличивают кредитный лимит, предоставляют выгодные условия рассрочки платежа. При этом учитывается не только срок сотрудничества, но также такие факторы как объем продаж, наличие просроченных платежей и сумм задолженности.