Бизнес-разведка
Бизнес-разведка или деловая разведка — это сбор и обработка данных о деятельности конкурентов организации. Такая разведка проводится с целью повышения конкурентоспособности, получения преимуществ при осуществлении деятельности.
Направления бизнес-разведки
Выделяют два основных направления деловой разведки: стратегическая и оперативная.
- Стратегическая или макроэкономическая разведка. Представляет собой составление картины экономических, политических и технологических процессов, имеющих отношение к осуществлению деятельности организации;
- Оперативная или микроэкономическая разведка. Представляет собой сбор данных о текущей ситуации на предприятии для принятия управленческих решений.
Методы ведения бизнес-разведки
- Прямое и косвенное получение информации. Эти методы относятся к получению данных о работе конкурентов, которые могут иметь значение для организации. В случае, если прямое получение какой-либо информации, например, объемов продаж, невозможно, показатель рассчитывается косвенным методом, исходя из имеющихся данных. Нужные сведения могут быть получены из открытых источников, таких как СМИ или интернет; при посещении тематических выставок и семинаров; анализе финансовой отчетности. Если данные скрыты, они могут быть получены путем опроса общих клиентов и поставщиков, совершения пробных сделок, налаживания контакта с сотрудниками конкурентной компании;
- Наружное наблюдение. Такой метод разведки используется для сбора общей информации об объекте. Наблюдение осуществляется путем установки скрытых камер и подслушивающих устройств. Как правило, такие устройства устанавливаются в кабинетах руководства и топ-менеджеров, бухгалтерии организации и других местах, где ведётся работа с конфиденциальной информацией;
- Внедрение к конкурентам. Таким образом, сотрудники отдела бизнес-разведки могут получить доступ к важной информации. Внедриться в компанию можно под видом клиента, нового сотрудника, или просто завести знакомство со специалистом, имеющим доступ к необходимым данным.
При обращении к специалистам для проведения деловой разведки, необходимо убедиться в законности методов, которые будут использоваться ими в работе. Многие компании в целях улучшения результатов работы преступают границу закона, что может негативно отразиться не только на исполнителе и на заказчике услуги бизнес-разведки.