Мониторинг рынка труда — одна из основных функций кадровой службы организации. Основной целью проведения мониторинга является получение следующей информации
- Об уровне конкурентоспособности организации;
- О новых тенденциях в области оплаты труда;
- О наличии специалистов в различных областях деятельности.
Располагая данной информацией, руководство может принимать решения о корректировке процесса осуществления деятельности, основываясь на прогнозы развития рынка.
Анализ рынка труда — это исследование, проводимое для определенного региона и области деятельности. В ходе этого исследования проводится сбор и анализ информации с целью получения соответствующих выводов. Исследование проводится систематически с определенной периодичностью. Также мониторинг необходим при вводе новых продуктов и внедрении новых технологий в производство. Результаты, полученные в ходе проведения мониторинга рынка труда, могут влиять на следующие аспекты деятельности организации:
Поиск и трудоустройство персонала;
Формирование системы мотивации для сотрудников;
Создание кадрового резерва; Контроль текучки кадров.
Методы исследования рынка труда
Мониторинг может быть проведен одним из следующих методов:
- Изучение общих тенденций, составление прогнозов развития зарплатного рынка. В исследовании учитывается регион, область деятельности организации, должности сотрудников и прочие индивидуальные факторы.
- Выявление диапазонов совпадения спроса соискателей и предложения работодателей. Цель данного вида исследования заключается в определении оптимального уровня заработной платы для различных специалистов для эффективного привлечения соискателей.
- Определение ценности сотрудника на рынке труда. Мониторинг такого типа проводится в основном в отношении представителей редких специальностей. Позволяет понять область и критерии поиска таких специалистов и их реальную рыночную стоимость.
- Анализ соответствия вознаграждений сотрудников требованиям рынка труда. Исследование данного типа проводят при проведении индексации заработных плат сотрудников.
- Формирование наиболее подходящего соцпакета с учетом особенностей должности сотрудника. Исследование проводится с целью определения необходимости предоставления различных социальных льгот сотрудникам, что позволяет повысить конкурентную способность организации на рынке труда.